Основные направления бюджетной и налоговой политики города Байконур на 2018 год

Основные направления бюджетной и налоговой политики города Байконур на 2018 год подготовлены на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г., в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Байконур, с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2016-2017 годах.

Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2018 год является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета города Байконур на 2018 год, основных подходов к его формированию, общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров городского бюджета.

Бюджетная и налоговая политика на 2018 год направлена на адаптацию бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в городе Байконур, создание условий для устойчивого социально-экономического развития города.

В администрации города Байконур определены следующие приоритеты бюджетной и налоговой политики в сфере управления государственными финансами:

I. Основные итоги реализации бюджетной политики

Главная задача бюджетной политики в 2016-2017 годах заключалась в сохранении финансовой стабильности и платежеспособности бюджета города Байконур, решении задач социального характера, в первую очередь, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., на повышение эффективности и прозрачности государственного управления.

Бюджет города Байконур дотационный, его платежеспособность напрямую зависит от объема безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета, что ограничивает возможности бюджетного планирования в координации с прогнозом социально-экономического развития города Байконур на долгосрочную перспективу.

Поступление собственных доходов бюджета города Байконур - налоговых и неналоговых отчислений - в период 2016-2017 годов имело нестабильную динамику. В 2016 году наблюдалась отрицательная тенденция поступления собственных доходов. По итогам 2016 г. уровень собственных доходов по сравнению с 2015 г. снизился значительно - на 6% или на 122 393 тыс. рублей, в том числе налоговые доходы – на 5% или на 111 777 тыс. рублей.

В 2017 году ситуация с формированием доходов бюджета города Байконур по отдельным бюджетообразующим показателям остается напряженной. Так, за 9 месяцев 2017 года уровень снижения отчислений налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2016 года составил – 39%, налога на доходы физических лиц – 3%. По другим доходным показателям ситуация улучшилась – поступления НДС возросли на 22%, налогов на совокупный доход – на 11%, налогов на имущество – на 16%, неналоговых доходов – на 52%.

Нестабильная динамика поступления собственных доходов бюджета города Байконур при ежегодном росте расходных обязательств сохраняется, что не исключает риск образования дефицита бюджета. В целях изыскания дополнительных источников собственных доходов и оптимизации текущих расходов бюджета утвержден План по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Байконур (далее – План).

Результатом проведенных мероприятий Плана в 2016 году является взыскание платежей в бюджет города Байконур, что обеспечило поступление собственных доходов бюджета в сумме 26,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2017 года – в сумме 22,6 млн. рублей. По итогам мероприятий, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечено ограничение расходов бюджета в 2016 году на 222,1 млн. рублей, за 9 месяцев 2017 года – на 78,9 млн. рублей.

Привлечению дополнительных доходов в бюджет способствовало повышение налоговой ставки по транспортному налогу, увеличение размера базовой ставки годовой субарендной платы за пользование зданиями, сооружениями и нежилыми помещениями, находящимися в пользовании и владении администрации города Байконур, проведение работы по легализации скрытых объектов налогообложения, расширение перечня видов предпринимательской деятельности с целью применения субъектами малого и среднего предпринимательства специальных налоговых режимов, сокращение задолженности по обязательным платежам.

В 2016-2017 годах проведены следующие мероприятия, направленные на оптимизацию и повышение эффективности использования бюджетных средств:

Постановлением Главы администрации города Байконур от 06.10.2016 г. № 275 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты администрации города Байконур» с 01.01.2017 года проведена оптимизация штатной структуры органов исполнительной власти города Байконур, которая обеспечила по итогам 9 месяцев 2017 года экономию фонда оплаты труда органов исполнительной власти на 6 233,0 тыс. рублей.

В целях сокращения расходов на содержание органов исполнительной власти города Байконур, постановлением Главы администрации города Байконур от 28.12.2016 г. № 394 утверждены нормативы обеспечения функций органов исполнительной власти, казенных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур, Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур, а также нормативы обеспечения транспортными средствами органов исполнительной власти администрации города Байконур.

В 2017 году продолжены мероприятия по снижению расходов, не относящихся к первоочередным, включая государственные закупки товаров (материальных запасов и основных средств), работ и услуг, потребление коммунальных ресурсов, командировки лиц, замещающих должности муниципальной службы города Байконур, за 9 месяцев 2017 года экономический эффект от мероприятий составил 903,7 тыс. рублей;

Вместе с тем, в 2016-2017 годах администрацией города Байконур последовательно выполнялись обязательства в сфере социальной политики и социальной поддержки граждан. Согласно Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. обеспечено повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы по утвержденным «дорожным картам» в соответствующих отраслях экономики, в том числе:

с 01 января 2016 г. постановлением Главы администрации города Байконур от 19.11.2015 г. № 269 повышена заработная плата педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций на 7 %, работникам учреждений культуры на 10%, среднему медицинскому и младшему медицинскому персоналу учреждений, а также врачебного здравпункта Городского управления здравоохранения на 10%, социальным работникам учреждений социального обслуживания населения на 15 %;

с 01 апреля 2017 г. постановлением Главы администрации города Байконур от 28.12.2016 г. № 398 за счет бюджетных средств повышена заработная плата педагогическим работникам организаций дополнительного образования на 20%, преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования на 10%, работникам культуры учреждений в сфере культуры на 20%, врачам, подведомственных администрации учреждений на 30% и среднему медицинскому и младшему медицинскому персоналу учреждений на 40%, социальным работникам учреждений социального обслуживания населения на 40%.

проведена инвентаризация незаселенных жилых помещений жилищного фонда города Байконур с целью сокращения расходов из бюджета города на оплату коммунальных услуг и содержание незаселенных жилых помещений жилищного фонда города Байконур, по результатам которой экономия бюджетных средств на субсидии государственным предприятиям жилищно-коммунального комплекса в 2016 году составила 411,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2017 года – 51,0 тыс. рублей;

по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий коммунального комплекса проведена оценка финансовых результатов предприятий за 2015 год и сокращен размер субсидии в целях возмещения недополученных доходов предприятиям коммунального комплекса на сумму 28 599,3 тыс. рублей, за 2016 год – размер субсидии сокращен на 66 216,0 тыс. рублей;

Отдельным направлением в бюджетной политике в 2016-2017 гг. является организация работы по переходу на программный метод формирования бюджета города Байконур. Утвержден план мероприятий по переходу на программный бюджет, перечень государственных программ города Байконур и нормативная правовая база администрации города Байконур, предусматривающая механизм разработки, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Байконур.

В 2016-2017 годах проводилась работа по обеспечению публичности и доступности информации о планировании и исполнении бюджета города Байконур в средствах массовой информации и сети Интернет, в том числе в более доступной для понимания форме электронной брошюры «Бюджет для граждан».

В то же время, сохраняются отдельные тенденции, ограничивающие возможности бюджетной стратегии в городе Байконур, а также проблемы, требующие внимания и результативного решения.

До настоящего времени Министерством финансов Российской Федерации не утверждена методика расчета объема безвозмездной финансовой помощи (дотации) бюджету города Байконур из федерального бюджета, что ежегодно усложняет процедуру согласования параметров бюджета города на очередной финансовый год.

Параметры бюджета города Байконур согласовываются с Министерством финансов Российской Федерации сроком на один финансовый год, что ограничивает возможности бюджетного планирования в координации с прогнозом социально-экономического развития города Байконур на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

В ходе формирования и исполнения бюджета города Байконур по доходам остаются проблемы, связанные с невозможностью применения действующих норм налогового законодательства Российской Федерации и приводящие к налоговым потерям бюджета:

в доход бюджета не поступает значительная часть транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных по законодательству Республики Казахстан;

отсутствует орган, занимающийся кадастровой оценкой имущества организаций и физических лиц, что приводит к потерям имущественных налогов;

земельные, водные ресурсы и объекты животного мира города Байконур находятся на территории Республики Казахстан, поэтому взимание в бюджет города Байконур водного и земельного налога, сборов за пользование объектами животного мира не имеет правовых оснований;

существует проблема взыскания в доход бюджета государственной пошлины за нотариальные действия, осуществляемые частными нотариусами Республики Казахстан.

Остается необходимость совершенствования методики определения эффективности осуществляемых бюджетных расходов, соизмерения получаемого социально-экономического эффекта с объемами израсходованных на те или иные цели бюджетных средств.

Требует усовершенствования система оценки качества предоставления государственных услуг и выполнения государственных заданий и ее использование при финансовом обеспечении государственного задания.

Не реализован переход к нормативам стоимости услуг по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства города с целью повышения эффективности использования бюджетных средств.

II. Основные направления бюджетной политики на 2018 год

В условиях нестабильной динамики поступления собственных доходов и финансовых ограничений бюджета города Байконур, обеспечение обязательств администрации города Байконур, включая первоочередные обязательства социальной направленности, предполагает организацию системного подхода к процессам планирования и исполнения бюджета города Байконур, увеличение отдачи от государственных активов и повышение эффективности бюджетных расходов. Эффективное управление государственными финансами сохраняет свою актуальность, в основу бюджетного планирования на 2018 год должны быть положены три основных критерия – цель, приоритеты и предельный объем расходов, позволяющий обеспечить его достижение.

При формировании бюджета города Байконур на 2018 год необходимо обеспечить гарантированное исполнение действующих расходных обязательств города Байконур и отказ от необеспеченного собственными доходами увеличения действующих расходных обязательств. При необходимости, увеличение действующих расходных обязательств, а также принятие новых расходных обязательств допускается только при условии их эффективности, обоснованности и сокращения ранее принятых обязательств. Бюджетная политика на 2018 год, в части расходов бюджета, должна быть направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета.

При формировании проекта бюджета на 2018 год и для достижения ключевых целей бюджетной политики администрации города Байконур особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Байконур, как базового принципа ответственной бюджетной политики, направленной на укрепление экономической и социальной стабильности в городе Байконур. Основные мероприятия в этом направлении:

2. Повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе:

3. Повышение эффективности и качества оказания населению государственных услуг. В связи с этим необходимо обеспечить:

4. Повышение качества управления государственной собственностью и имуществом казны города, в том числе:

5. Повышение прозрачности бюджета города и бюджетного процесса. В этих целях необходимо:

III. Основные направления налоговой политики на 2018 год

Первоочередной задачей налоговой политики города Байконур в 2018 году является обеспечение наибольшей мобилизации доходов бюджета с учетом внесенных изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, выполнение всех налоговых обязательств и максимальное устранение причин, влияющих на потери бюджета.

С целью устранения налоговых потерь бюджета администрацией города Байконур будет продолжена реализация Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Байконур в 2017 - 2019 годах.

Основные направления налоговой политики включают в себя изыскание дополнительных источников бюджетных доходов, обусловленных следующими мероприятиями:

Назад