Герб Байконура

Управление финансов

админиcтрации города Байконур  


Версия для печати

Основные направления налоговой политики и бюджетной политики города Байконур на 2016 год

Основные направления налоговой политики и бюджетной политики города Байконур на 2016 год разработаны на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При подготовке основных направлений налоговой политики и бюджетной политики города Байконур на 2016 год были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г., антикризисного Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Байконур в 2015-2017 годах, утвержденного постановлением Главы администрации города Байконур от 14.08.2015 г. № 172, а также Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Байконур в 2015 – 2017 годах, утвержденного постановлением Главы администрации города Байконур от 10.12.2014 г. № 262.

Основной целью налоговой политики и бюджетной политики, проводимой администрацией города Байконур, остается сохранение устойчивости бюджетной и финансовой системы города, обеспечение необходимого уровня доходов бюджета города и соблюдение принципа результативности и эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса в городе Байконур.

I. Основные итоги реализации и проблемы бюджетной политики

Реализация бюджетной политики в 2015 году осуществлялась в качественно новых экономических условиях. Главная задача бюджетной политики заключалась в сохранении финансовой стабильности и платежеспособности бюджета. При этом сохранялась преемственность курса бюджетной политики города Байконур на решение задач социально-экономического развития, в первую очередь, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., на повышение эффективности и прозрачности государственного управления.

В целях поддержки экономики и социальной сферы города администрацией города Байконур принимались антикризисные меры, постановлением Главы администрации города Байконур от 14.08.2015 г. № 172 утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе Байконур на 2015-2017 годы.

В целях оптимизации расходов бюджета и сокращения объема дефицита бюджета, постановлением Главы администрации города Байконур от 10.12.2014 г. № 262 утвержден План мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Байконур в 2015 – 2017 годах.

В результате проведенных мероприятий в 2015 году дополнительно поступило в бюджет города Байконур около 30,0 млн. рублей. По итогам мероприятий, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечено ограничение расходов бюджета на 140,0 млн. рублей. Проводились следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств:

оптимизация расходов на содержание органов исполнительной власти;

оптимизация расходов на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в том числе за счет развития приносящей доход деятельности в государственных бюджетных учреждениях, находящихся в ведении администрации города Байконур;

оптимизация расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Байконур – гражданам Российской Федерации, с учетом повышения адресности и нуждаемости указанных мер;

оптимизация бюджетной сети, включающая ликвидацию неэффективных учреждений;

инвентаризация мероприятий городских целевых программ с целью их оптимизации или переноса расходов на более поздний период;

оптимизация расходов бюджета города Байконур, направляемых в виде субсидий юридическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов.

Исходя из принципов ответственной бюджетной политики, администрацией города Байконур последовательно выполнялись обязательства в сфере социальной политики и социальной поддержки наименее защищенных категорий граждан, решались задачи по обеспечению развития социально-культурной сферы, государственной поддержки инфраструктуры города, созданию стабильных и качественных условий проживания в городе.

При выполнении этих обязательств обеспечивалась четкая приоритезация расходов бюджета, организация надежного бюджетного обеспечения, принятие мер по сдерживанию факторов, влияющих на образование дефицита бюджета.

В 2015 году, согласно Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., обеспечено повышение заработной платы отдельным категориям работников в сфере образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания по утвержденным «дорожным картам» в соответствующих отраслях экономики и темпам повышения средней заработной платы до 2018 года.

Не допускалось образование просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и нормативным публичным обязательствам бюджета города Байконур, а также государственных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур.

В 2015 году сократилась сеть бюджетных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур. На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 23 декабря 2014 года под юрисдикцию Республики Казахстан переданы 7 образовательных учреждений города Байконур, что сократило объем расходных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг.

В рамках оптимизации численности работников бюджетных учреждений принято решение о сокращении в 2015 году численности работников государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур, на 42 единицы, о ликвидации 1 государственного бюджетного учреждения со штатной численностью 58 единиц.

Уделялось внимание повышению качества формирования государственного задания государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении администрации города Байконур, и качества предоставляемых ими государственных услуг населению. Перечень государственных услуг, оказываемых государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении администрации города Байконур, приведен в соответствие с федеральными базовыми перечнями государственных услуг. Осуществлялся контроль за деятельностью государственных бюджетных учреждений, в том числе за выполнением государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью использования бюджетных средств на оказание государственных услуг, использованием имущества.

Проводилась активизация работы получателей бюджетных средств и средств субсидий из бюджета города по повышению эффективности использования бюджетных средств, изысканию внутренних резервов и расширения перечня платных услуг.

В целях минимизации вовлечения бюджетных средств осуществлялся контроль за оптимизацией расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса для эффективного использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Проведена инвентаризация незаселенных жилых помещений жилищного фонда города Байконур и временно неэксплуатируемых объектов.

Решались задачи в части энергосбережения и повышения энергоэффективности в отраслях бюджетной сферы, предприятий жилищно-коммунального комплекса города.

Обеспечивалась прозрачность и открытость показателей исполнения бюджета, источников формирования доходов и направлений расходов бюджета для общественности в средствах массовой информации и сети Интернет, в том числе в более доступной для понимания форме электронной брошюры «Бюджет для граждан».

В то же время, остаются проблемы, ограничивающие возможность социально-экономической стратегии, а также вопросы, требующие внимания и результативного решения. Бюджет города Байконур дотационный, его платежеспособность напрямую зависит от объема безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета. В связи с этим, ограничены возможности бюджетного планирования в координации с прогнозом социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу.

В 2015 году безвозмездная финансовая помощь из федерального бюджета бюджету города Байконур сокращена на 10%, также скорректированы в сторону уменьшения и некоторые межбюджетные трансферты, имеющие целевое значение. Это потребовало существенного сокращения бюджетных расходов, соблюдения жесткого режима экономии государственных средств.

Прогрессирует тенденция сокращения собственных доходов бюджета города Байконур при ежегодном росте расходных обязательств. Сохраняется риск увеличения дефицита бюджета города.

В ходе формирования и исполнения бюджета города Байконур по доходам существуют проблемы, связанные с невозможностью применения действующих норм налогового законодательства Российской Федерации и приводящие к налоговым потерям бюджета:

в доход бюджета не поступает значительная часть транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных по законодательству Республики Казахстан;

отсутствует орган, занимающийся кадастровой оценкой имущества организаций и физических лиц, что приводит к потерям имущественных налогов;

земельные, водные ресурсы и объекты животного мира города Байконур находятся на территории Республики Казахстан, поэтому взимание в бюджет города Байконур водного и земельного налога, сборов за пользование объектами животного мира не имеет правовых оснований;

существует проблема взыскания в доход бюджета государственной пошлины за нотариальные действия, осуществляемые частными нотариусами Республики Казахстан.

Остается необходимость совершенствования методики определения эффективности осуществляемых бюджетных расходов, соизмерения получаемого социально-экономического эффекта и объемов израсходованных на те или иные цели бюджетных средств.

Не обеспечена в полной мере взаимосвязь между ростом заработной платы работников бюджетной сферы и повышением производительности их труда. Требует усовершенствования система оценки качества предоставления государственных услуг. Во многом формальной остается оценка выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг и ее использование при финансовом обеспечении государственного задания.

Не реализован переход к нормативам стоимости услуг по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства города с целью повышения эффективности использования бюджетных средств.

Остается открытым вопрос о подготовке плана мероприятий по переходу на программный бюджет.

II. Основные направления налоговой политики на 2016 год

В трехлетней перспективе 2016 - 2018 г.г. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, повышение ее привлекательности для инвесторов, обеспечение бюджетной устойчивости в условиях складывающейся экономической ситуации.

Первоочередной задачей налоговой политики города Байконур в 2016 году является обеспечение наибольшей мобилизации доходов бюджета с учетом внесенных изменений в налоговое законодательство, выполнение всех налоговых обязательств и максимальное устранение причин, влияющих на потери бюджета.

С целью устранения налоговых потерь бюджета администрацией города Байконур будет продолжена реализация Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Байконур в 2015 – 2017 годах.

Основные направления налоговой политики включают в себя изыскание дополнительных источников бюджетных доходов, обусловленных следующими мероприятиями:

  • осуществление мониторинга федерального налогового законодательства с целью приведения в соответствие с ним нормативных правовых актов администрации города Байконур и с учетом экономических интересов города;

  • реализация мероприятий, направленных на упрощение возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг), в частности приближение действующего порядка вычета сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) с налоговой ставкой в размере 0 процентов к порядку, аналогичному порядку, применяемому по товарам (работам, услугам) с налоговой ставкой в размерах 10 и 18 процентов;

  • реализация института предварительного налогового разъяснения (контроля) с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он планирует совершить, повышение качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязательств;

  • ведение реестра источников доходов бюджета города Байконур в соответствии с утвержденным перечнем источников доходов Российской Федерации;

  • анализ основных показателей производственной и финансовой деятельности предприятий и учреждений, легализация объектов налогообложения убыточными предприятиями и налоговыми агентами, допускающими возникновение задолженности по перечислению налога на доходы физических лиц и выплачивающими заработную плату ниже отраслевого уровня;

  • индексация действующих ставок и размеров налоговых и неналоговых платежей (транспортного налога, коэффициента К2, применяемого при исчислении единого налога на вмененный доход, платы за субаренду недвижимого имущества и др.);

  • создание для субъектов малого бизнеса благоприятных экономических условий, способствующих повышению предпринимательской активности, снижению излишних административных действий и получению дополнительных бюджетных доходов;

  • совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса, в частности расширение перечня видов предпринимательской деятельности, введение в рамках действующего налогового законодательства патента для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников, проведение агитационных и разъяснительных мероприятий с целью вовлечения налогоплательщиков в патентную систему налогообложения на территории города Байконур;

  • инвентаризация задолженности по обязательным платежам, активизация работы администраторов доходов по сокращению недоимки, проведение мероприятий по претензионной работе и передаче материалов в суд для принудительного взыскания сумм задолженности;

  • анализ назначения земельных участков и структуры имущества, находящегося в ведении администрации города Байконур, повышение эффективности их использования;

  • совершенствование информационного взаимодействия между администраторами доходов бюджета города Байконур с целью оценки эффективности принимаемых мер по расширению доходной базы городского бюджета.

III. Основные направления бюджетной политики на 2016 год

Целью основных направлений бюджетной политики города Байконур на 2016 год является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета города Байконур на 2016 год, подходов к его формированию.

При формировании проекта бюджета на 2016 год и для достижения долгосрочных целей бюджетной политики администрации города Байконур особое внимание следует уделить решению следующих основных задач.

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Байконур, как базового принципа ответственной бюджетной политики, направленной на укрепление экономической и социальной стабильности в городе Байконур. Основные мероприятия в этом направлении:

  • разработка долгосрочной бюджетной стратегии во взаимоувязке с долгосрочным прогнозом социально-экономического развития города Байконур;

  • обеспечение сопоставимости показателей прогноза социально-экономического развития города Байконур и проекта бюджета на 2016 год;

  • планирование предельного размера дефицита бюджета не более 10% от суммы доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;

  • обеспечение направления дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств, в целях минимизации имеющихся рисков роста несбалансированности бюджета;

  • включение в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятие новых расходных обязательств, сокращение неэффективных расходов;

  • использование оценки эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов, подготовки бюджетных решений и их обоснованности;

  • обеспечение сокращения в 2016 году расходов бюджета не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат;

  • повышение гибкости и оптимизация структуры расходов бюджета города, выявление резервов и перераспределение расходов в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. задач;

  • обеспечение в полном объеме нормативных публичных обязательств;

  • осуществление реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. с учетом уточнения динамики роста средней заработной платы в городе Байконур;

  • обеспечение выполнения показателей заработной платы «указных» категорий с учетом привлечения средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

  • отказ от индексации оплаты труда муниципальных служащих, рассмотрение вопроса индексации по указанной категории в последующих бюджетных циклах 2017 - 2018 годов;

  • установление дифференцированных по видам учреждений предельных нормативов численности административно-управленческого и вспомогательного персонала и предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда учреждения;

  • обеспечение четкой приоритезации расходов бюджета, в том числе расходов на социальную политику, социальную поддержку граждан, образование, повышение уровня и качества жизни граждан.

2. Повышение эффективности бюджетных расходов , в том числе:

  • актуализация мероприятий Плана по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Байконур в 2015-2017 годах;

  • развитие методологии программно-целевого управления и бюджетирования, разработка плана мероприятий по переходу на программный бюджет;

  • повышение адресности социальной поддержки граждан, достижение её максимального социального эффекта на основе критерия нуждаемости граждан;

  • совершенствование механизмов, гарантирующих своевременность и надлежащее качество закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации о госзакупках;

  • дальнейшее развитие приносящей доход деятельности в государственных бюджетных учреждениях, находящихся в ведении администрации города Байконур, с целью сокращения субсидирования учреждений из бюджета города Байконур;

  • оптимизация численности работников государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур;

  • оптимизация численности муниципальных служащих и расходов на их содержание, в первую очередь сокращение не первоочередных расходов;

  • обеспечение обоснованности разработки городских целевых программ с точки зрения достижения поставленных целей и их утверждения только при условии обеспеченности необходимыми ресурсами;

  • разработка и внедрение анализа эффективности расходов по каждому направлению городских целевых программ с учетом системы ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля выполнением планов и объемов расходов на то или иное направление;

  • переход к нормативам стоимости услуг по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства города с целью повышения эффективности использования бюджетных средств;

  • оптимизация расходов и сокращение непроизводительных расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса, обеспечение эффективного использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов, и минимизации вовлечения бюджетных средств;

  • переход к долгосрочному регулированию тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);

  • проведение ежегодной оценки эффективности расходов бюджета и анализа динамики показателей эффективности;

  • подведение итогов исполнения бюджета города во взаимосвязи с итогами реализации мер и достижения целей социально-экономической политики;

  • совершенствование внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений;

  • совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей бюджетный процесс города Байконур в соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве Российской Федерации;

  • повышение ответственности за своевременное освоение бюджетных средств, в том числе предусмотренных на реконструкцию и капитальный ремонт объектов инфраструктуры города.

  • обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

3. Повышение эффективности и качества оказания населению государственных услуг . В связи с этим необходимо обеспечить:

  • оптимизацию структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму неэффективных государственных учреждений;

  • совершенствование порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур, и финансового обеспечения выполнения государственного задания;

  • совершенствование порядка определения стоимости каждой государственной услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему;

  • повышение качества формирования государственного задания государственным учреждениям, находящимся в ведении администрации города Байконур, исходя из необходимых гарантированных объемов услуг, оказываемых учреждениями, с соблюдением установленных показателей их качества, а не методов индексации показателей отчетного года;

  • совершенствование контроля за деятельностью государственных бюджетных учреждений, в том числе за выполнением государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности, использованием имущества;

  • активное применение государственными учреждениями, находящимися в ведении администрации города Байконур, «эффективного контракта», который должен четко определять условия оплаты труда работника в зависимости от результатов выполняемой им работы и социальные выплаты.

4. Повышение качества управления государственной собственностью и имуществом казны города , в том числе:

  • повышение эффективности использования государственного имущества с целью увеличения поступления отчислений от прибыли государственных предприятий, платежей за аренду нежилых помещений и других доходов от использования имущества;

  • обеспечение сохранности и эффективного использования арендованного имущества Республики Казахстан, переданного администрации города Байконур в рамках договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан.

5. Повышение прозрачности бюджета города и бюджетного процесса . В этих целях необходимо:

  • продолжить работу по внедрению в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет»;

  • разъяснять в открытых источниках информации основные цели и задачи бюджетной политики, направления и обоснования государственных расходов, освещение достигнутых результатов использования бюджетных средств;

  • регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан».

Начальник Управления финансов администрации города Байконур М.В. Лапина