Федеральное казначейство опубликовало обзор наиболее частых недостатков и нарушений по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, а также ведения контрактной деятельности.

  1. В нарушение требований, установленных абзацем шестым статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 318, 319 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010г. № 157н (далее - Инструкция № 157н), пунктами 131, 140 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее - Инструкция № 162н), абзацем вторым пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее - Инструкция № 191н), получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации допущены нарушения при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, а именно: в Главной книге (ф. 0504072) не отражены факты хозяйственной жизни по счету «Доведенные лимиты бюджетных обязательств» и счету «Принятые обязательства».

  2. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ), пунктами 98, 100, 101, 114 Инструкции № 157н, пунктом 23 Инструкции № 162н, пунктами 16,95 Инструкции № 191н, на счетах бюджетного учета не отражены показатели возвратных материалов, в результате чего искажены отчетные данные.

  3. В нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 248 Инструкции № 157н, абзацем четвертым пункта 100 Инструкции № 162н, финансовым органом субъекта Российской Федерации отражение задолженности по государственным гарантиям, ожидающих исполнения (то есть обязательства гаранта по исполнению в адрес бенефициара государственной гарантии не наступили), учитываемые на забалансовом счете «Государственные и муниципальные гарантии» отражены в Балансе исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда как учтенные на балансовом счете «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», что привело к искажению данных Баланса на отчетные даты.

  4. В нарушение требований, установленных пунктами 204, 256 Инструкции № 157н, пунктом 69 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011г. № 33н, расчеты за услуги по осуществлению строительного контроля, оказанные в рамках заключенного гражданско-правового договора на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика (в том числе строительного контроля и авторского надзора) с выполнением проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ, и поставкой оборудования по объекту учитывались на счетах «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам» и «Расчеты по прочим работам, услугам» вместо счетов «Расчеты по авансам по приобретению основных средств» и «Расчеты по приобретению основных средств», в результате чего в регистрах бухгалтерского учета и в Сведениях по дебиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) отражены недостоверные данные по дебиторской задолженности.

  5. В нарушение требований, установленных частями 1,3 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктом 9 Инструкции № 157н, соглашением, бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации приняты к_учету и оплачены техническому заказчику работы по Актам о приемке выполненных работ (формы КС-2), в которых указан завышенный объем работ.

  6. В нарушение требований, установленных пунктами 1,2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 3,4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. №112н, правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации не обеспечено соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет самим главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации и подведомственными ему учреждениями, а именно:

    • бюджетные сметы казенных учреждений, утверждались руководителями казенных учреждений;

    • внесение изменений в бюджетные сметы казенных учреждений осуществлялось методом переутверждения (уточнения), тогда как должно осуществляться путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений, с последующим уточнением в конце финансового года;

    • утвержденные показатели бюджетной сметы аппарата главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации не соответствуют доведенным до него (как до получателя бюджетных средств) лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.

  7. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктами 1.3,1.5,3.44,3.45 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995г. №49, организацией, являющейся получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, перед составлением годовой бюджетной отчетности не проведена инвентаризация финансовых обязательств.

  8. В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктом 23 Инструкции № 157н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 89н), организацией, являющейся получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, не обеспечен учет затрат по разработке по проектно-сметной и иной документации, в целях создания объекта недвижимого имущества, в составе нефинансовых активов (счет «Вложения в основные средства»).

  9. В нарушение требований, установленных пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 402-ФЗ, абзацем первым пункта 6 Инструкции № 157н, получателем средств бюджета муниципального образования не утверждена учетная политика.

  10. В нарушение требований, установленных абзацем шестым статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1, частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчиком не осуществлена приемка результатов выполненных проектно- изыскательских работ при наличии положительных заключений государственной экспертизы по государственным контрактам (не оформлены документы о приемке, которые должны быть подписаны заказчиком).

  11. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отдельными получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации заключались государственные контракты в отсутствие доведенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств.

Назад